BRITISH ENGLISH lessons by Anton Brejestovski

Hoping this blog will help you a bit if you're learning English...

Previous Entry Share Next Entry
В каком возрасте детям лучше всего начинать учить английский?
black tshirt
brejestovski
Недавно я получил письмо от Олеси из Москвы:

Антон,  как вы думаете - в каком возрасте лучше всего обучать ребенка иностранному языку? Рекомендаций на этот счет много. Одни специалисты считают, что это нужно делать  практически «с пеленок»,  другие говорят, что только тогда, когда ребенок стал внятно говорить на родном языке. Было бы интересно узнать, ваше мнение.-:)


Вопрос очень интересный, и здесь есть несколько ключевых моментов.


***

Самое главное для детей - не прерывать уроки


Начинать, конечно, чем раньше, тем лучше, но гораздо важнее другое. Важно не прерывать занятия. Стоит вам остановить обучение ребенка на существенный срок (скажем, год или даже несколько месяцев) - как все сразу рухнет.

Дети не только учат, но и забывают все в разы быстрее, чем взрослые. Конечно, если через год вы возобновите занятия, то он выучит все снова, но ровно с такой же скоростью, как если бы он до этого вообще не занимался.


У меня есть знакомая Маша, которая до шести лет жила с родителями в Японии. Она ходила в японский детский сад и говорила по-японски совершенно свободно. Сейчас она не помнит практически ничего. Жалко!


***


Два рубежа, за каждым из которых язык учить все труднее.


Существуют два важных возрастных рубежа. Перейдя первый, большинство детей теряют возможность говорить на чужом языке без акцента, но еще сохраняют способность легко осваивать все остальные аспекты языка. А перейдя второй, они уже утрачивают и легкость в изучении языка. Первый рубеж - около пяти-шести лет. Второй - около 14-15. (Сразу говорю - цифры эти примерные: называю их, исходя из личного преподавательского, а не исследовательского опыта; а чтобы дать более точные данные, нужно изучить этот вопрос серьезнее).


Вот совсем свежий пример. Сейчас я нахожусь в Испании, в комплексе, где живут в основном иностранцы. Девочкам Полине и Лиле четыре и шесть лет, и они ходят в местный детский сад. От испанских детей их отличают светлые волосы и голубые глаза, но никак не произношение - они говорят абсолютно без акцента. Мальчик Антон  пошел в испанскую школу в возрасте 11 лет. Сейчас ему 13, и он говорит по-испански свободно и без проблем учится в местной школе, но русский акцент у него есть. А вот родители этих детей говорят по-испански еле-еле, хотя проживают в стране ровно столько же, сколько и их дети.


***


Каким должен быть урок английского?


Часто дети, приходя с занятий по английскому, говорят, что учить его они не хотят. Почему? А потому что на уроках их учат языку. Вы скажете: а что же там еще делать? А еще на уроках можно играть в игры, слушать сказки или смотреть мультфильмы - и чтобы участвовать в процессе, ребенку придется выучить язык.


Когда на уроке тебя учат конструкциям и правилам, то это скучно и не вызывает интереса. Ну устроен так детский мозг: ему не нравится и непонятна сухая теория! А вот урок, на котором, чтобы выиграть в игру или понять интересную сказку, нужно знать английский - такой урок интересен.


Я помню, как в детстве ходил на французский. На занятиях мне рассказывали грамматику, а я зевал или хулиганил. Зато когда к моему папе в гости приехали французские друзья Филипп и Давид, привезли мне в подарок кубик Рубика и стали объяснять, что с ним делать, у меня появилась жизненная необходимость говорить. И французский язык сразу стал мне очень интересен.


С детьми 100% урока должно проходить на английском языке


Если во “взрослых” группах слушатель знает, что преподаватель понимает русский язык, то иногда это даже помогает: часто просто перевести непонятное слово на русский - быстрее и точнее, чем объяснять его по-английски. У взрослых хватает силы воли и разума, чтобы понять: даже если твой собеседник владеет более комфортным для тебя русским языком, все равно на уроках нужно говорить по-английски.


А дети? А дети любят идти по пути наименьшего сопротивления. Если они знают, что преподаватель понимает по-русски, то зачем напрягаться и говорить по-английски? Поэтому если вы хотите, чтобы урок с вашим ребенком принес вам результат, то отдавайте его только в группу, где преподаватель не говорит ни слова по-русски. Более того, если преподаватель понимает по-русски, ребенок не должен об этом догадываться. Почему? Сейчас объясню.

В первый год своего преподавания в одной большой международной школе, я, разумеется, говорил с детьми только по-английски, но дал слабину:  они быстро узнали, что я русский язык я тоже понимаю. В результате очень скоро они “сели мне на шею”: я говорил по-английски, а они отвечали мне по-русски. И виноват в этом был только я сам. Года такого веселья мне хватило. Затем я стал хитрее: с первого же занятия с новой детской группой я притворялся, что ничего не понимаю. Тогда дети осознавали, что единственный способ до меня что-то донести - это выразить свою мысль по-английски. И что же? Их английский начинал улучшаться просто с реактивной скоростью! (А знаете, как интересно слушать детей, когда они говорят между собой и думают, что ты их не понимаешь? Такого наслушаешься... :))

***


Итак, подведем итог:


1) Для детей прервать занятия на год или даже несколько месяцев - значит “начисто стереть” в их памяти все, что было изучено. Поэтому главное правило с детьми: никогда не прерывайте занятия больше, чем на месяц!

2) Примерно в пять-шесть лет у большинства детей пропадает способность копировать акцент, а примерно в 14-15 - способность учить языки легко. Поэтому в идеале отдайте ребенка на английский в любом возрасте от двух до пяти, но позаботьтесь о том, чтобы не прерывать процесс до 13-14 лет.

3) Часто дети не любят уроки английского, потому что их там учат языку, вместо того, чтобы играть с ними на языке. Постарайтесь найти школу, где уроки проходят в игровой форме и только на английском.


До скорой встречи!

Anton Brejestovski

  • 1
какой хороший пост! спасибо.

Мое мнение, что сильно рано нагружать не стоит я до 6-7 лет...Хоть многие и утверждают, чем раньше, тем лучше ... и типа, что именно в этом возрасте очень хорошо дети всё запоминают... Мое мнение всё должно быть тогда, когда придет нужное время, а именно со 2 класса школы, как и предусмотрено программой... Надо детям дать детство...

Если ребенку интересно, он не воспринимает это как "нагружают".

В хорошем английском детском саду дети играют и делают то, что им интересно, а английский учится сам собой - потому что, чтобы сделать то, что им интересно, им приходится выражать мысль по-английски. Ровно то же самое происходит с ними и в русском языке.

Смысл данного поста именно в том, что английский должен быть не "нагрузкой", а интересной игрой. Просто после шести лет идеального произношения уже не будет у 95% учеников.

Вот моему сыну по моему очень нравится английский..и в этом году он садик заканчивает и пойдет в школу...садик обычный и там типа есть дополнительные платные занятия...я конечно его туда отдал, но понимая, что это просто за компанию...а не серьезно....но я немного про другое, часто приходится слышать, что многие состоятельные родители пичкают своих детей всякими там занятиями, развитиями... в том числе и английским аж с 2 лет...а потом дети приходят в школу, ну никакие им уже ничего не надо...их и так все достало, а хочется просто играть... Про произношения не знаю, наверное Вы правы... Так, что я не за крайности...Ну как-то так...

Спасибо за информацию, очень актуально, так как есть маленькие детки и недавно совсем задумалась о том, когда стоит их начать водить на занятия английским.

про непрерывность занятий абсолютно согласна,
это и взрослых тоже касается...взрослые правда не настолько быстро забывают как дети,
но тоже к сожалению достаточно быстро....:(

а будет ли акцент, мне кажется тут очень от способностей зависит, моя старшая, начала учить язык страны проживания в 4,5, и говорит с едва уловимым, но акцентом, ее брат говорит без акцента, он начал в год, как и двоюродная сестра начавшая учить язык в 11, а двоюродный брат говорит со слышимым акцентом, несмотря на то что тоже учить язык начал в год...все дети говорят свободно...

все взрослые (родители перечисленных детей) говорят с сильным русским акцентом, и с большим количеством ошибок, учили язык трудно и долго,
кроме меня, мне язык дался легко и я говорю с аргентинским акцентом,
потому что когда я начинала учить язык, большая часть окружения были аргентинцы
(речь не об английском, об иврите, но я думаю сути это не меняет)
кстати все вышеперечисленные люди по русски уже говорят с акцентом, включая меня,
взрослые с меньшим, дети с очень сильным

Если ребенок начал учить в год (или в 4) и говорит с акцентом - это значит, он набрался его у родителей, говорящих с акцентом.



Edited at 2013-03-24 08:44 pm (UTC)

Да, вы правы, акцент идет из среды, но на самом деле какая разница говоришь ли ты с акцентом, главное говорить и понимать, а акцент можно если уж сильно мешает можно попробовать убрать потом специальными занятиями :-)

Хотя механизма я не понимаю, родители то со всеми детьми говорят только по русски, вкл,чая меня, у меня правда есть послабление, можно говорить и на иврите, нельзя только смешивать языки, послабление появилось потому что на иврите они говорят намного лучше, чем на русском, а мне все равно я хорошо понимаю на обоих языках, но большинству русскоговорящих на русском проще, этот племянник совсем редко слышит родителей объясняющихся на иврите, откуда он мог набраться?

Здесь есть две точки зрения.

Одни (не знаю, к счастью или к сожалению, но я отношусь к их числу) думают, что в автомобиле главное - комфортно и надежно довезти тебя из пункта А в пункт Б. Другие думают, что в автомобиле главное - показать людям твой статус.

В языке так же: одни думают, что главное - донести мысль до собеседника. Другие - покорить своим лингвистическим совершенством. А в этом деле акцент - на первом месте; ничто не производит большего впечатления, чем блестящее произношение.

Подчеркиваю - говорю это безоценочно, просто как факт.

а вот про рубежи интересно. вы написали, что второй рубеж в 14-15 лет. а дальше? есть ещё такие рубежи у взрослых?

Не знаю, честно :))

спасибо, интересно
я тоже планирую с 3-х лет начать обучение англ

слушайте, а у меня вот вопрос с учительской стороны баррикады.
Общеизвестно, что английский в общеобразовательной школе - это фу и бе, и после него никто ничего не знает. Скажите, а встречалось ли исключений и если да - то за счет ЧЕГО?
Вопрос совсем непраздный: я учитель английского в школе, как правило, как раз детей до 14 лет, мне правда нравится это занятие, и я не хочу, чтобы моя работа была бесполезной. Я сейчас учусь, чтобы сдать ТКТ, до этого училась преподавать у разных, но очень хороших преподавателей, и столкнулась на практике, что у меня половина правильных ТКТшних подходов - НЕ РАБОТАЕТ (. Больше всего меня удручило, что, когда я почти исключила из уроков русский и стала максимально давать лексику на английском (второй класс, цвета или предметы - ничего сложного), то детям было здорово, весело, но на выходе только ТРОЕ из ПЯТНАДЦАТИ смогли осознанно использовать новые слова в речи. Т.е. они сто раз в разных комбинациях и играх-песнях повторили эти грешные цвета (предлоги-животных) - а после каникул пришли абсолютно, первозданно чистыми!
Я пересматривала методику, и в итоге мне пришлось скатиться к русским объяснениям, чтобы гарантированно все могли усвоить материал.
Доктор, что я делаю не так? (предупреждая вопрос - мне нравится работать там, где я работаю, я просто хочу понять, как стать на своем месте максимально эффективной. В условиях общеобразовательной (неязыковой) школы, да))).

и да, огромное спасибо за Ваш блог - увлеченно читаю второй день подряд))

Не знаю как Антон ответит, но от себя добавлю. Знания без закрепления - время на ветер. А чего школьникам делать летом, где им практиковаться? Русский он на вывеске увидит, в книге, в комиксе, в смартфоне, он на нем говорит и думает. Математику он найдет считая карманные деньги, проверяя время и набирая номер в смартфоне. А где он в жизни найдет английский? )))Даже винда у них руссифицирована, игры на русском.
Давайте им на лето какие-нибудь задания...много игр для планшетов под изучения языка.
PS А в какой вы школе преподаете?

Логично про практику, да. Все равно конечно все упирается в желание или нежелание практиковаться - летом то не заставишь, более того - на каникулы официально запрещены домашние задания.
PS Я преподаю в математической, в Питере).

Просто скоро встанет вопрос выбора школы, вот и интересуюсь ) Живу в Питере

  • 1
?

Log in

No account? Create an account