BRITISH ENGLISH lessons by Anton Brejestovski

Hoping this blog will help you a bit if you're learning English...

Previous Entry Share Next Entry
Что делать, если во время разговора возникает ступор?
Anton
brejestovski

Я получил письмо:


У меня к Вам вопрос и, если можете, подскажите, как его решить правильно. Когда начинаю говорить, начинается такой ступор, что вылетают все слова из головы. Как это преодолеть? С уважением, Виталий, Киев.


***


Давайте подумаем: что такое состояние, которое называется “ступор”? Это когда человек не знает, что делать дальше.


Почему такое происходит?


Потому что вы должны сделать что-то, чего еще никогда не делали. Возможно пытались делать многократно, но так ни разу не смогли.


Значит, чтобы в следующий раз ступора не было, нужно сделать две вещи.

Первое: “отмотать ситуацию назад” и понять, что все-таки нужно было делать. Второе - и самое главное: в спокойной обстановке натренировать правильное действие до автоматизма. Тогда в следующий раз вам не придется думать, что делать. Вы автоматом сделаете заранее заготовленное действие.


Собственно во всех жизненных ситуациях, когда мы реагируем быстро, мы делаем ровно то же самое: повторяем еще раз многократно отрепетированное заранее действие.


Помните, как вы в первый раз жарили глазунью или катались на велосипеде? Наверняка, сначала яичница подгорала, а на ваших коленках и локтях были следы многочисленных велосипедных падений. Но сейчас же все хорошо, правда? Потому что вы многократно проделали правильное действие.


Знаете, почему футболисты перед ответственными матчами волнуются так, что у них буквально коленки трясутся, а когда выйдут на поле - все волнение тут же пропадает и они начинают отлично играть в футбол? Потому что, выйдя на поле, они делают то, что уже многократно повторяли.


Итак, чтобы ступора не было, нужно всего лишь заранее натренироваться, как реагировать на слова собеседника.


Но легко сказать! А как именно это сделать?


Давайте разберем две ситуации. Первая - если у вас разговорный барьер на уроках английского. Вторая - если у вас не получается говорить в реальной жизни.


***


Как преодолеть разговорный ступор на уроках английского.


Здесь вам должен помочь преподаватель. Если он видит, что вы молчите и не знаете, что сказать, то он должен начать фразу и жестом пригласить вас повторить ее. С таким расчетом, что закончить ее вы уже сможете сами.


Очень часто проблема именно в том, чтобы начать. Потому когда преподаватель скажет буквально два-три первых слова фразы, а вы их повторите, то все дальнейшее окажется гораздо легче.


Например, вы не знаете, как сказать: “Каждый раз, когда я вижу Джека Николсона, я думаю, что он похож на моего дядю”.


Преподаватель говорит: “Every time I see Jack...”, а вы повторяете начало и продолжаете: “Every time I see Jack Nicholson, I think that he looks like my uncle.”


Отлично! Но давайте подумаем: раз вы смогли сказать эту фразу только с помощью преподавателя, то, скорее всего, уже через десять минут снова забудете ее. Не говоря уже о том, чтобы в будущем сказать ее бегло и выразительно.


А ведь хочется, правда?


Для этого существует два простых секрета.


Первый. После того, как вы медленно и с трудом, но все-таки сказали правильную фразу, не поленитесь повторить ее тут же вслух два или три раза. Это как ходить по снегу: прошелся один раз - следы еле видно. А прошелся два-три раза - уже и маленькая тропинка получилась. И по этой тропинке вашей памяти будет гораздо легче добраться до нужного слова.


Второй. А если вы не хотите, чтобы “тропинку” через десять минут занесло снегом, а, наоборот, она превратилась в гладкую дорогу, то запишите фразу целиком, а потом возвратитесь к ней еще не меньше десяти раз.


Разумеется, очень скоро таких фраз накопится целый вагон; но, к счастью, для того, чтобы освежить фразу в памяти впоследствии, достаточно один раз четко и внятно произнести ее ВСЛУХ и понять. И все - можете переходить к следующей.


***


Как преодолеть разговорный ступор в реальной жизни.


Давайте признаем: даже у человека со словарным запасом в 100 английских слов не возникнет ступора в общении, если разрешить ему говорить с чудовищными ошибками, а если слово неизвестно, то выразительно продемонстрировать его жестом. Например, не знаешь, как сказать: “Твой начальник - жирный идиот”, ну и ладно! Скажи: “Your.... “, потом покажи жестом важного человека в галстуке, потом покажи руками пузо (“жирный”), ну и покрути пальцем у виска, чтобы изобразить идиота.


А почему, интересно, мы так не делаем? А потому что мы хотим во время разговора не просто выразить свою мысль, а сделать это красиво, бегло и без ошибок. Но, увы: для этого у нас за плечами должен быть очень большой опыт говорения подобных фраз. А если такого опыта нет, то и наступает пресловутый ступор.


Поэтому в такой ситуации секрет такой: донесите до собеседника вашу мысль всеми имеющимися у вас средствами. То есть, если не знаете, как сказать сложно, скажите то же самое попроще. И помогите себе жестами. Не знаете, как сказать: “В котором часу отходит паром до Майорки?”, так скажите что-нибудь вроде: “Когда стартует корабль до Майорки?” и жестом покажите время на часах и корабль на волнах.


Вы можете возразить, что ваш собеседник подумает о вас: “Фу, какой плохой английский!”. Но если вы так думаете, вы плохо знаете людей. Большинство из них во время разговора не оценивают вас на предмет владения языком. А просто пытаются понять вашу мысль. И радуются, когда им это удается. Поэтому, чем проще вы выразите свою мысль, тем больше шансов, что собеседник вас поймет. И будет этому рад.


Хотел бы подчеркнуть: это не призыв все время говорить на примитивном языке. Это лишь действенный способ преодолеть ступор в беседе. А чтобы язык был не примитивным, конечно, нужно регулярно заниматься и постепенно копить словарный запас – и это легко делать без стресса в домашней обстановке.



Маленький секрет хороших собеседников


Вот еще пара секретов, которые могут помочь вам в речи. Коротко их можно сформулировать так:


1) говорите по схеме: “тезис – пример”;

2) выразив несколько мыслей, спросите собеседника его мнение.


Давайте проясним эти две вещи. Очень часто во время разговора люди замолкают, потому что сказав некий тезис, не знают, что говорить дальше.


Например:


Миранда: “А где вы работаете?”

Педро: “Я пилот”.

Миранда: “Аааа...”


Неловкое молчание. А почему? А потому что Педро не захотел рассказать о деталях, а Миранда не догадалась спросить. А могло бы быть так:


Миранда: “А где вы работаете?”

Педро: “Я пилот. Облетел весь мир, не был только в Антарктиде. Провожу в воздухе больше времени, чем на земле”.

Миранда: “Правда? А где вам больше всего понравилось?”

Педро: “На Каймановых островах. Райский уголок! Все улыбаются, нет преступности, вечное лето. Скажите, Миранда, а вы когда-нибудь были на Карибах?”

Миранда: “Нет, но как раз планирую поехать на Барбадос следующим летом. Вы там тоже были?”

Педро: “Был, и могу даже подарить вам замечательный путеводитель по этой стране.”


Видите? Получился отличный разговор. Да еще и с возможным приятным продолжением... Почему? Потому что собеседники, сказав тезис, сразу подкрепляли его деталями. А потом задавали интересный вопрос.



***


Итак, чтобы ступора не было:


На уроках:


1) Тренируйтесь! Ступор - это незнание, что делать. Регулярно тренируя разговорную речь на уроках, вы избавитесь от непонимания, как действовать в реальной жизни;

2) просите преподавателя начать за вас фразу, а потом повторите ее и продолжайте дальше;

3) пока хорошая фраза лежит в вашей оперативной памяти, бегло повторите ее еще два или три раза;

3) записывайте хорошие фразы (целиком!) и впоследствии примерно десять раз возвращайтесь к ним. Во время повторения говорите каждую фразу по одному разу вслух.


В реальной жизни:


1) Выражайте свою мысль имеющимся у вас словарем, НЕ бойтесь говорить просто;

2) помогайте себе жестами;

3) говорите по схеме “тезис - пример”;

4) не говорите долго; сказав несколько фраз, задайте собеседнику интересный вопрос.


Очень надеюсь, что эти простые вещи помогут вам общаться по-английски с удовольствием.


До скорой встречи!

Anton Brejestovski



Об авторе этого блога Антоне Брежестовском – http://brejestovski.com/about


  • 1
Это отличные советы!
Также очень полезно для формирования привычки говорить проговаривать вслух даже письменные грамматические упражнения, которые задают на дом.
Забавно, что большинство упражнений можно делать на автомате, просто поняв алгоритм, например, употребления определенного или неопределенного артикля. А вот если проговаривать все предложения, пытаться повторить их без книжки, тогда привычка говорить формируется в 100 раз быстрее.


Edited at 2017-04-26 10:26 am (UTC)

Ступор...
Виталий...
Киев...

неплохие приемы, спасибо! подпишусь на вас.

Хорошие советы (про продолжение фразы после учителя и повтор составленных фраз).

Но... Опыт говорит о том, что те, кто молчат на уроке (или при общении с иностранцем) - и на родном языке не очень разговорчивы. Их надо прежде всего учить составлять диалоги на родном языке (если ученик не умеет задавать вопросы на родном языке, то ожидать, что на изучаемом языке он будет это делать - нелепо).

Тот, кто любит и умеет общаться на родном, будет пользоваться даже скудным словарным запасом, придумает комбинации (например, одна ученица, когда не знала, как сказать "занавески", использовала те слова, которые знала - "рубашка для окна").

Edited at 2017-04-26 09:12 pm (UTC)

Поздравляю с Днём Рождения! )

  • 1
?

Log in

No account? Create an account