BRITISH ENGLISH lessons by Anton Brejestovski

Hoping this blog will help you a bit if you're learning English...

Previous Entry Share Next Entry
Настоящее время, Часть 1
black tshirt
brejestovski
В июле 2007 года я отправил подписчикам свою первую рассылку. И лишь шесть лет спустя (!!!) я впервые решил написать про настоящее время.

Почему я так долго не писал про него? Потому что вроде бы настоящее время все знают. А почему тогда собрался написать (да еще и не одну заметку, а несколько)? Потому что ни в одной грамматической конструкции не ошибаются так часто.


Давайте сразу расставим все точки над i: все знания, которые есть в этой заметке, вряд ли будут для вас новыми. Планируется, что вы их просто освежите в памяти. Главная же цель этой серии постов - сделать так, чтобы вы бегло и правильно употребляли настоящее время в речи.

Попробуем?

***


Для начала проверьте себя. Пожалуйста, возьмите ручку и письменно переведите несколько фраз. Пишите не задумываясь (потому что в реальной жизни у вас тоже нет времени задуматься, а значит, как вы переведете эти фразы сейчас, примерно так же вы скажете их и в разговоре).


Все фразы должны быть в настоящем времени, Present Simple.


Итак, переведите:


1 Почему Джон ест бананы каждый день?

2 В этом клубе иногда танцует Николай Валуев.

3 Моя собака часто ловит уток.

4 Почему утки голодные?

5 В какой комнате спят твои дети?

6 Ты работаешь или учишься? - Я учусь.

7 Летом на Чукотке часто жарко.

8 Когда маленький Ларри должен ложиться спать?


В восьми предложениях выше я попытался протестировать ваше знание сложных случаев настоящего времени. Пожалуйста, сохраните этот листочек с переводом, через несколько рассылок он нам понадобится.


А теперь давайте разберем первый важный момент. Дело в том, что разные глаголы образуют настоящее время по-разному.


***


В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ - ТРИ РАЗНЫЕ ТИПА ГЛАГОЛОВ


Есть три различных типа глаголов, и все они образуют настоящее время по-разному. Если не знать разницы между этими тремя типами, то ошибки неминуемы; в  голове будет легкий туман всегда, когда нужно будет выбрать между “Do you” или “Are you”, “do you have” или “have you”, и так далее.


Итак, вот эти три типа:


Тип первый. 99,99% английских глаголов (то есть eat, sleep,  drink, и еще тысячи других);

Тип второй. Один-единственный глагол TO BE - он один такой, но встречается в разы чаще, чем любой другой глагол и образует настоящее время по-своему, не похоже ни на кого.

Тип третий. Модальные глаголы (MUST, CAN, MAY, SHOULD, и т.д.). И у них настоящее время - не такое, как у остальных.


Сегодня давайте поговорим о глаголах первого типа.


***


Тип первый. “ОБЫЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ” (то есть все, кроме to be и модальных).  Такие простые на вид, на деле они таят три подводных камня.


На первый взгляд, употреблять их в настоящем времени, в утвердительной форме, - одно удовольствие. Берешь подлежащее, прицепляешь к нему первую форму глагола - и ура! все получилось.


Например: The children play Robin-Bobin every night. - Дети играют в игру “Робин-Бобин” каждый вечер.

We sometimes help Tom Cruise to buy diamonds. - Мы иногда помогаем Тому Крузу покупать бриллианты.

I always cry when I watch Winnie-the-Pooh. - Я всегда плачу, когда смотрю “Винни-пух”.


Но в настоящем времени есть три особенности, три “подводных камня”, из-за которых очень легко сделать ошибку. А раз эти конструкции нужны нам в речи много раз в день, то, ошибаясь в них, мы производим впечатление постоянно неправильно говорящего человека. А вот если вам удастся натренировать себя не делать этих ошибок (как именно - чуть ниже), то ваша речь сразу зазвучит просто на порядок чище!


Итак, вот эти Три Особенности:


Особенность первая. После he, she или it в утвердительной форме к глаголу надо добавлять “-S” (а если он заканчивается на звуки /С/, /З/, /ДЖ/, /Ж/, /Ш/ или /Ч/, то тогда надо добавлять “-ES” (произносится /-из/*).


* Чтобы запомнить, к каким именно звукам надо добавлять -ES (/ИЗ/) (а не просто -S), запомните фразу: “Чешись же, Джаз!” (это хозяин дрессированного хомячка по имени Джаз приказывает своему питомцу чесаться, чтобы развлечь гостей). Все согласные звуки в этой фразе (они подчеркнуты) - как раз те, после которых нужно произносить -ES /ИЗ/ (а не -S) после he, she, it.


Например: Terry drives really fast. - Терри водит машину очень быстро.

My girlfriend kisses her hamster more than me. - Моя девушка целует своего хомячка чаще, чем меня.

My mother-in-law watches serials every day. - Моя теща смотрит сериалы каждый день.


Особенность вторая. В отрицательной форме после I, you, we и they нужно говорить DON’T (They don’t eat ice-cream); а вот после he, she и it нужно говорить DOESN’T (He doesn’t eat ice-cream). И после don’t, и после doesn’t глагол нужно говорить в первой форме. То есть в отрицательной форме не нужно добавлять -S даже после he, she и it.


Еще примеры: I don’t like coffee, but my sister doesn’t like tea (а не don’t likes или doesn’t likes).

We don’t travel with friends, but Claire doesn’t travel alone - she likes big companies. - Мы не путешествуем с друзьями, а Клэр не путешествует одна: она любит большие компании.


Особенность третья. В вопросах нельзя забывать DO или DOES. Чтобы  построить вопрос, нужно перед подлежащим сказать маркер DO (перед I, you, we, they) или DOES (перед he, she, it). (Маркер - это такое слово, которое никак не переводится, а только показывает на время. Подробнее о маркерах - здесь). А после маркера (и после do, и после does) глагол нужно говорить в первой форме. То есть не добавлять -S даже после  he, she и it.


Например:


Например:  Where do Carl and Terry buy their clothes? - Где Карл и Терри покупают одежду? (Carl and Terry - это they, значит нужно do).

Where does Terry buy his clothes? - Где Терри покупает одежду? (Terry - это he, значит does).

Why do they do yoga? - Зачем они занимаются йогой? (“do you do” звучит хорошо; первое do - это маркер, а второе - обычный глагол).


Совет: строя вопрос в настоящем времени, приучитесь мысленно прибавлять к вопросительному слову маркер - и ничего не говорите вслух, пока не сделаете этого! То есть не говорите “where”, а сразу соберите в голове “колбаску” “where DO...” - и только потом говорите. Так вы избежите одной из самых распространенных и неискоренимых ошибок русских студентов - забывать маркер после вопросительного слова.


***


А дальше начинается самое интересное. Знать то, что написано выше, - дело нехитрое. Гораздо важнее хорошенько натренироваться, чтобы правильно употреблять эти правила. И в тренировке нужно помнить несколько принципов:


Принцип 1: Фокусироваться точечно на конструкции, то есть не отвлекаться ни на сложные слова, ни на другие грамматические формы - а только тренировать описанные выше Три Особенности, пытаясь довести их до автоматизма.


Принцип 2:  Говорить все предложения вслух и довольно утрированно, не вскользь. Почему? Потому что когда вы говорите вслух и предельно ясно, то вы запоминаете конструкцию не только головой, но и прямо-таки физически - губами, зубами, языком. Это можно сравнить с прокладыванием лыжни. Если лыжню проложили как следует, то лыжи сами скользят по ней. А если лыжник проехал по снегу один-два раза, то и ехать по такой лыжне труднее, и исчезнет она быстрее. Вот в точности так же и ваш речевой аппарат сам начнет “вставать на лыжню”, если вы проложите ее как следует.


Принцип 3: Тренироваться таким образом не один день, а по такой системе: 1) семь дней подряд или почти подряд, затем 2) перерыв средней длительности (скажем неделя), затем еще один или два дня тренировки, и затем 3) еще один средний перерыв, а после него один день тренировки.


Попробуйте! Это не так сложно, как кажется. И подумайте: как же приятно вам будет говорить бегло, зная при этом, что вы говорите еще и чисто! А ведь это все достигнется сравнительно за короткий промежуток времени - с помощью описанных выше принципов.


Итак, на протяжении семи дней я опубликую семь маленьких упражнений. Они похожи на упражнения в спортзале: маленькие, точечно сфокусированные на форме.


Я нарочно взял примитивнейший словарь, пускай вас это не смущает. Помните - цель упражнений довести до автоматизма Три Особенности , ничего больше.


Каждый день делайте упражнение так: 1) читайте предложение 2) переводите его вслух 3) смотрите в ключ 4) читайте ключ вслух, быстро и утрированно 2-3 раза (так вы будете потихоньку “прокладывать лыжню” - доводить чистую грамматику до автоматизма на физическом уровне (а не только головой).


Упражнение - здесь.

До скорой встречи!

Anton Brejestovski


http://nativenglish.ru

  • 1
1) “Чешись же, Джаз!” <- Класс! Спасибо))

2) 5. В какой комнате спят твои дети?
С этим предложением у меня начался когнитивный диссонанс(

Which room do your children sleep?....правильно?



Edited at 2013-08-13 04:15 pm (UTC)

1) you're welcome :)

2) no, not quite :)

сколько возвращаюсь к этому предложению, но никак не дойдет до меня((...Сдаюсь!
как правильно?

what room do your children sleep in?

какой комнате твои дети спят в?

любят они предлоги в конец поставить.

Кем ты вчера гулял с? Кого ты агитируешь на московских выборах мэра за?

ну и т.д.

Edited at 2013-08-15 08:31 am (UTC)

спасибо за урок и упражнение! :) Тренируюсь!

А где же перевод 8-ми предложений? Я их перевёл, но не знаю если правильно...

Когда же будут правильные переводы, на фразы в начале урока? Уже было "через несколько рассылок", а перевода для самопроверки - нету!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account